Интернет-портал 1wood.ru – это специализированный ресурс, объединивший в себе информацию о Лесопромышленном комплексе России, а также компаниях и специалистах, работающих в нем.
29 декабря 2010 года в Лесной кодекс были внесены очередные поправки, формально вернувшие в лесное законодательство понятие "лесная охрана". Однако, людей, для которых охрана лесов была бы единственной или хотя бы главной работой, в большинстве регионов практически нет, как нет пока и правовых оснований для деятельности лесной охраны.
Понятие "лесная охрана" было возвращено в Лесной кодекс Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (закон был официально опубликован и вступил в силу 31 декабря 2010 г.). Этот закон разъяснил, что "Государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства".
18 июля 2011 г. федеральным законом № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в Лесной кодекс были внесены очередные изменения, переименовавшие "государственный лесной надзор и контроль" в "федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)". Согласно этому же закону, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений были отнесены установление порядка организации и осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), и порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах. Закон вступил в силу 1 августа 2011 года.
На данный момент ни утвержденного порядка организации и осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), ни утвержденного порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах нет. Соответственно, нет и правовых оснований для осуществления лесной охраны и государственного пожарного надзора в лесах. Более того - проекты этих нормативно-правовых актов пока тоже не разработаны, соответственно, их утверждение в ближайшие месяцы не предвидится.
Таким образом, "лесная охрана" (она же "федеральный государственный лесной надзор") в настоящее время существует только "на бумаге" (в Лесном кодексе), достаточных правовых оснований для ее работы нет и не предвидится. Отдельные полномочия, связанные с охраной лесов, она может исполнять на основании ранее принятых нормативно-правовых актов лесного хозяйства в той части, в которой они не противоречат действующему законодательству. Однако, эти старые нормативно-правовые акты принимались в то время, когда действовавшая редакция нового Лесного кодекса не предусматривала существование государственной лесной охраны, поэтому охрана лесов в традиционном понимании этого термина ими также не предусматривается. Кроме того, часть 6 статьи 96 Лесного кодекса, в соответствии с которой был утвержден ранее действовавший Порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора, утратила силу с 1 августа 2011 года в соответствии с федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ.