Интернет-портал 1wood.ru – это специализированный ресурс, объединивший в себе информацию о Лесопромышленном комплексе России, а также компаниях и специалистах, работающих в нем.
26 января 2011 года Государственная Дума собирается рассматривать в первом чтении проект федерального закона "О добровольной пожарной охране". Законопроект разработан МЧС и ВНИИ противопожарной обороны, и формально должен урегулировать развитие пожарного добровольчества в России. Фактически же в случае принятия данного законопроекта работа добровольных пожарных столкнется со множеством бюрократических препятствий, а создание добровольной пожарной охраны в небогатых сельских населенных пунктах и в небольших организациях станет невозможным.
Все мы помним, как во время летней пожарной катастрофы 2010 года сотни добровольцев в течение буквально нескольких дней самоорганизовались без какой бы то ни было помощи со стороны государственных органов, и стали тушить пожары, приобретать и подвозить лесникам и пожарным недостающее оборудование, собирать и распределять гуманитарную помощь для погорельцев. Если законопроект "О добровольной пожарной охране" в редакции МЧС будет принят, такая самоорганизация добровольных пожарных официально станет почти невозможной. Граждане сначала должны будут войти в состав общественного объединения добровольной пожарной охраны, пройти обучение в соответствии с программой, утверждаемой МЧС, зарегистрироваться в реестре добровольных пожарных в порядке, определяемом МЧС, и получить лицензию на тушение пожаров. Территориальные добровольные пожарные команды (например, создающиеся в сельских поселениях) должны будут, кроме того, укомплектовать штатными сотрудниками как минимум должности руководителей, бухгалтеров и водителей.
В соответствии с законопроектом "О добровольной пожарной охране" в предлагаемой МЧС редакции, на добровольных пожарных возлагаются обязанности, сопоставимые с обязанностями штатных пожарных. При этом добровольные пожарные будут обязаны обеспечивать себя техникой и оборудованием за свой счет и за счет учредителей своих общественных организаций. В официальной пояснительной записке к этому законопроекту, размещенной на сайте Государственной Думы, поясняется, что "расходы на материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны предлагается возложить на их учредителей или предусматривать за счет собственных средств". В финансово-экономическом обосновании к законопроекту сообщается, что "принятие Федерального закона "О добровольной пожарной охране" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета". Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" финансирование расходов, связанных с деятельностью добровольной пожарной охраны, действительно не предусматривается.
Законопроект предусматривает возможность (именно возможность, а не обязательность) введения ряда прав и социальных гарантий для добровольных пожарных. Однако, выделения средств из федерального бюджета для обеспечения этой возможности законопроект не предусматривает. Фактически, в соответствии с этим законопроектом, добровольные пожарные приобретают статус бесплатных и бесправных исполнителей части функций МЧС и подведомственных ему структур. Представляется маловероятным, что найдется сколько-нибудь значительное количество людей, согласных на таких кабальных условиях участвовать в добровольной пожарной охране. В случае принятия данного законопроекта "официальное" пожарное добровольчество будет развиваться только "на бумаге", а уровень защиты сельских поселений и ценных природных объектов от огня останется недопустимо низким, что неизбежно приведет к очередной пожарной катастрофе в ближайший засушливый год.
В настоящее время добровольные пожарные - это не только помощники штатных пожарных и работников леса, но и свидетели происходящего, способные донести до гражданского общества объективную и непредвзятую информацию о реальном положении дел. В 2010 году именно благодаря свидетельствам добровольных пожарных многие наши соотечественники узнали, что МЧС - это чудовищно неэффективная бюрократическая структура, пожирающая значительную часть ресурсов поглощенных ею ведомств и служб (пожарной охраны, спасателей). Именно пожарные-добровольцы, многие из которых ведут свои сайты и блоги в Интернет, засвидетельствовали, что абсолютное большинство лесных пожаров тушится работниками лесного хозяйства, а МЧС выполняет главным образом функции учетчика, надзирателя, поставщика "телевизионных героев", распорядителя наград и премий. Миф об эффективности пожарной авиации МЧС, в том числе "самолета-амбиции" Бе-200, был подвергнут сомнениям (хотя пока и не разбит окончательно) тоже не без участия свидетелей-добровольцев, тушивших пожары на земле. Во многих случаях добровольцы смогли разоблачить ложь, содержавшуюся в официальных сводках о пожарах, донести до местного населения правду о реальном положении дел, и тем самым не допустить еще больших жертв.
Совершенно очевидно, что такие неконтролируемые свидетели руководству МЧС не нужны - возможно, именно поэтому его руководство настаивает на принятии закона, дискредитирующего саму идею пожарного добровольчества.