Интернет-портал 1wood.ru – это специализированный ресурс, объединивший в себе информацию о Лесопромышленном комплексе России, а также компаниях и специалистах, работающих в нем.
Не успев оправиться от последствий прошлогоднего кризиса перепроизводства и падения цен, предприятия деревопереработки области столкнулись с новыми вызовами, связанными с распространением коронавирусной инфекции и рецессией мировой экономики. В этих условиях ЛПК рассчитывает на серьезную господдержку.
Заготовлять стали меньше
Значительная часть продукции лесопромышленного комплекса области отгружается на экспорт. При этом ситуацию на внешних рынках за последние с небольшим годы нельзя назвать благоприятной. Отрасль столкнулась с серьезным кризисом перепроизводства, приведшим к снижению цен на древесину и целлюлозу. На этот раз кризис усугубили санкции США в отношении Китая, а также целый ряд других факторов. Одними из них, по словам гендиректора АО «ГК «Вологодские лесопромышленники» Андрея Коноплева, стали январская забастовка и остановка предприятий лесной отрасли Финляндии. Тем не менее в первом квартале 2020 года в отрасли наметилось оживление, продажи начали постепенно восстанавливаться.
С ценами в первом квартале все было неоднозначно. Но были и положительные моменты: всплески цен на еловые балансы, например, на пиловочник некоторые компании подняли цены к уровню четвертого квартала 2019 года, березовый фанерный кряж вышел из крутого пике 2019 года на приемлемый уровень цен, - отмечает Андрей Коноплев. - Но уже сейчас эта динамика начинает отыгрываться назад, цены на круглый лес снижаются. Помимо этого, некоторые покупатели начали вводить квотирование закупаемых объемов по опыту 2019 года, что в конечном счете может привести к корректировке планов по летней заготовке.
- Наша компания еще не восстановилась после кризиса 2019 года, как пришла еще одна печальная новость - эпидемия коронавируса. Ясно, что снижения объемов продаж уже не избежать, - считает генеральный директор АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» Илья Коротков.
Еще одним фактором, оказавшим влияние на отрасль, стало снижение из-за аномально теплой зимы объемов заготовки древесины. Как показывает практика
предыдущих лет, в период с ноября по апрель в Вологодской области заготавливается до 65% годового объема древесины. У некоторых арендаторов лесного фонда этот показатель может доходить до 70%. Нынешней зимой передвижение по незамерзшим лесным дорогам для вывозки заготовленной древесины было крайне затруднительно.
Зимой количество заготовленного сырья снизилось процентов на 20-30%, что предсказуемо привело к повышению цен. Однако мы значительно смягчили возможные сложности, запустив в Вологодской области собственный проект лесозаготовки - «Свеза Ресурс». Компания только начала разрабатывать лесные участки. Сырьевую безопасность обеспечивает и метод снегования фанкряжа, когда его засыпают снегом, утрамбовывают, а потом покрывают слоем древесных опилок, - рассказал представитель компании «Свеза» Алексей Адмиралов.
Многие сырьевики пытались нас шантажировать тем, что положение патовое, катастрофа, и просили высокую цену за древесину. Можно, конечно, сказать: это классический капитализм, «товара нет - платите больше». Но в нашем случае не совсем так: товар есть, просто его невозможно было вывезти, - считает Илья Коротков.
Кризис перепроизводства и снижение заготовки сырья сказались на производственных показателях всего лесного комплекса, который наряду с металлургией и химией является важным сегментом региональной экономики.
По итогам первого квартала 2020 года объемы заготовки древесины по области снизились на 18%. Незначительно сократились и объемы выпуска основных видов продукции. В среднем снижение составило от 10 до 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В настоящее время все предприятия области работают, - подчеркнул замгубернатора Михаил Глазков.
Отгрузки сохранили
Первую неделю апреля после объявления Президентом России Владимиром Путиным режима самоизоляции они простаивали, но затем возобновили работу с учетом соблюдения всех противоэпидемических мер на производстве.
Нынешний кризис усугубляется пандемией COVID-19 и остановкой функционирования непродовольственной розницы включая магазины стройматериалов и мебели, что еще больше снизило спрос на основных рынках потребления - в Европе и США. В то же время наши поставки пиломатериалов в Китай не прекратились, поскольку эта страна справилась с эпидемией довольно быстро. В настоящее время нам, наоборот, приходится переориентировать часть европейских продаж на рынки Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. При этом пока удается сохранять объемы отгрузки, - рассказывает Андрей Коноплев.
Череповецкий ФМК также был вынужден переориентировать часть своих поставок фанерной продукции из Европы, которая ввела жесткие ограничения для борьбы с распространением коронавируса. Гораздо большие опасения у руководства комбината вызывает сбыт другого вида продукции - древесно-стружечных плит (ДСП).
В связи с мерами, которые приняло государство по снижению распространения инфекции, мебельные салоны закрыты. Соответственно не возобновили работу и мебельные фабрики. Рынок, на который в первую очередь и ориентирован выпуск ДСП, снижается и будет снижаться еще больше, поскольку население сейчас думает не о приобретении мебели, а о других тратах, - отмечает Илья Коротков.
Представители отрасли констатируют: повышение курса валют в отношении рубля вряд ли сможет компенсировать потери от падения спроса на их продукцию.
За ростом курса доллара и евро всегда следует и увеличение цен, в том числе на материалы и комплектующие импортного производства, доля которых в фанерной отрасли превышает 30%. Поэтому эффект от этого краткосрочный, - считает Илья Коротков.
Нужна поддержка
В сложившейся кризисной ситуации лесопереработчики ждут действенных мер поддержки на федеральном и региональном уровнях.
Для нас как экспортно ориентированной компании, реализующей большое количество инвестиционных проектов, актуальны механизм приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов для обеспечения сырьевой безопасности, а также господдержка в виде компенсации части затрат на транспортировку продукции. Очень важным было бы решение об увеличении объема бюджетных средств, направляемых на предоставление субсидий, и повышении лимита субсидируемых затрат, которые сейчас не покрывают издержек при транспортировке продукции на экспорт. Еще одна интересная мера - получение налоговых льгот и инфраструктурное обеспечение реализуемых инвестиционных проектов, - говорит представитель компании «Свеза» Алексей Адмиралов.
Прежде всего необходимо предпринять меры, напрямую влияющие на финансовую устойчивость предприятий: это отсрочка по арендной плате за использование лесов, поступающей как в федеральный, так и в бюджеты субъектов РФ на 2020 год, компенсация затрат на выполнение лесохозяйственных работ, снижение по налогам и сборам (НДС, налог на прибыль) и страховым взносам для всех предприятий лесного комплекса. Значительную помощь окажет предоставление беспроцентных кредитов для выплаты заработной платы работникам, которые не осуществляли производственной деятельности в нерабочие дни, и предоставление компенсаций по процентным ставкам на кредиты, взятые для приобретения сырья, оплаты энергоресурсов, - уверен гендиректор АО «ГК «Вологодские лесопромышленники» Алексей Коноплев.
Также, по его словам, необходимо компенсировать арендаторам расходы на строительство дорог круглогодичного действия, снизить уровень платы с грузового автотранспорта максимальной массой свыше 12 тонн, продлить мораторий на таможенные проверки до конца нынешнего года и так далее.
На уровне региона по поручению губернатора Олега Кувшинникова был создан Экспертный совет для выработки мер, направленных на эффективное развитие бизнеса и экономики, а также сформировано пять рабочих групп по различным отраслям промышленности.
По нашей лесной отрасли мы разработали повестку, состоящую из трех вопросов, которые требуют решения в первую очередь, - отмечает Илья Коротков. - Два из них уже находятся в стадии принятия положительного решения. Речь идет о сырьевой безопасности инвесторов и внесении изменений в локальное законодательство по поводу специнвестконтрактов, необходимых крупным инвесторам для реализации проектов. Третий вопрос - принятие в области комплексной программы развития деревянного домостроения. Помимо этого, областные власти уже инициировали предложения по поддержке лесной отрасли для последующего принятия их на федеральном уровне.