Интернет-портал 1wood.ru – это специализированный ресурс, объединивший в себе информацию о Лесопромышленном комплексе России, а также компаниях и специалистах, работающих в нем.
В целях обеспечения пожарной безопасности населения и территорий в летний пожароопасный период 2011 года завершены проверки по подготовке к пожароопасному периоду и защите населенных пунктов и объектов, подверженных опасности ландшафтных и лесных пожаров.
Основная нагрузка в соответствии с действующим законодательством ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и федеральные ведомства, имеющие в своем составе земли лесного фонда.
Однако с учетом событий прошлого года и рисками на этот год в работу включены все звенья системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Напоминаю, что в 2010 году было зарегистрировано более 32, 3 тыс. очагов природных пожаров на общей площади более 2 млн. гектар. Государством на борьбу с лесными пожарами и ликвидацию их последствий было затрачено более 19 миллиардов рублей.
В целях недопущения подобной ситуации в текущем году межведомственными комиссиями и комиссиями региональных центров МЧС России проведены проверки готовности субъектов Российской Федерации к летнему пожароопасному периоду 2011 года.
Для тушения лесных пожаров в 2011 году предусмотрено задействовать 405 тысяч единиц личного состава, 63 тысячиединиц техники и 202 единицы авиатехники сил и средств МЧС России, Минобороны России, МВД России и Рослесхоза и субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Министерством обороны в соответствии с утвержденным графиком производится передача в собственность субъектов Российской Федерации на безвозмездной основе 2199 автомобилей АРС-14. В 2010 году уже было передано субъектам Российской Федерации 686 единиц таких автомобилей.
На финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением лесных пожаров, в 2011 году выделено более 7 миллиардов 930 миллионов рублей.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в целом по всем субъектам Российской Федерации созданы резервы финансовых ресурсов в объеме более 16 миллиардов рублей и материальных ресурсов - 6 миллиардов рублей.
По итогам работы межведомственных комиссий в субъектах Российской Федерации был выявлен ряд характерных недостатков, которые негативно влияют на подготовку к летнему пожароопасному периоду.
Не готовыми к летнему пожароопасному периоду комиссиями признаны Республика Адыгея, Ивановская, Воронежская, Рязанская, Свердловская области и Ямало-Ненецкий АО.
Правительствами Воронежской, Рязанской и Ивановской областей проведена работа по устранению выявленных недостатков и они представили в адрес Министерства информацию об устранении этих замечаний.
Серьезную обеспокоенность вызывает низкий уровень обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и дачных объединений граждан к летнему пожароопасному периоду.
В развитие поручения Правительства Российской Федерации МЧС России была разработана форма типового паспорта пожарной безопасности населенного пункта и дачного объединения граждан, расположенного на территории, подверженной угрозе распространения лесного пожара. Указанная форма направлена в субъекты Российской Федерации. Вопрос паспортизации по нашему мнению является одним из важнейших, так как руководитель, подписывающий указанный документ, берет ответственность за готовность своего объекта к пожароопасному периоду.
В настоящее время взято на учет более 11 тысяч населенных пунктов, находящихся вблизи лесных массивов, из которых паспортизировано на 12 апреля текущего года 96%. Только 51% из них признаны готовыми к пожароопасному периоду.
Руководителям Архангельской, Ленинградской, Вологодской и Свердловской областей, Красноярского края, Республики Якутия следует предпринять дополнительные меры по обеспечению безопасности населенных пунктов.
По обобщенным сведениям более 6,5 тысяч дачных объединений граждан имеют общую границу с лесными массивами. Паспорта пожарной безопасности разработаны только на 55%. И только половина из них готова к пожароопасному периоду.
Руководителям Архангельской, Ленинградской, Кировской Тюменской, Челябинской и Калужской областей следует предпринять срочные меры по обеспечению безопасности дачных объединений граждан.
К основным нарушениям требований пожарной безопасности в населённых пунктах и дачных некоммерческих объединениях граждан относятся отсутствие, либо нарушение:
установленной ширины противопожарного разрыва на всей протяжённости границы с лесным участком;
установленной ширины минерализованной полосы на всей протяжённости границы с лесным участком;
наружного противопожарного водоснабжения, подъездов (проездов) к его источникам;
звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации.
Обращаю внимание на необходимость завершения указанной работы, а также на принятие исчерпывающих мер к устранению всех нарушений.
Лесные пожары 2010 года указали на необходимость дополнительной противопожарной защиты учреждений летнего отдыха детей.
В настоящее время начата работа по реализации поручения Правительства Российской Федерации надзорным органам МЧС России по проверкам указанных объектов. Эта работа будет завершена до 1 июня т.г.
В целях обеспечения пожарной безопасности населённых пунктов определена потребность в силах добровольных пожарно-спасательных формирований, а также места их дислокации.
В настоящее время для обеспечения пожарной безопасности удаленных населенных пунктов и городских округов создано 8 тысяч 370 подразделений добровольной пожарной охраны с общей численностью личного состава более 35 тысяч человек.
Считаем необходимым в ближайшее время дополнительно создать, подразделения добровольцев численностью около 100 тысяч человек.
По поручению Президента Российской Федерации разработанный проект федерального закона «О добровольной пожарной охране» 8 апреля текущего года принят во втором чтении Государственной Думой и до конца апреля планируется его рассмотрение в третьем чтении.
Руководителям субъектов Российской Федерации в соответствии с направленными МЧС России методическими рекомендациями организовать работу по принятию соответствующих решений.
Комиссиями в ходе работы значительное внимание уделялось выполнению мероприятий по защите лесов от пожарови были выявлены следующие характерные недостатки: не заключены государственные контракты на выполнение работ по охране лесов от пожаров;
низкая обеспеченность пожарно-техническим вооружением и укомплектованность личным составом подразделений, предназначенных для тушения лесных пожаров;
не в полном объеме выполнены расчистка лесных массивов от поваленных деревьев, разбор буреломов, вырубка горельника и сухостоя;
низкий уровень организации государственного пожарного надзора в лесах.
В ходе работы межведомственных комиссий проверялась готовность объектов Минприроды России, Минобороны России, Минтранса России, Минэнерго России, Рослесхоза, в результате чего также было выявлено следующие:
недостаточная техническая оснащенность подразделений по тушению лесных пожаров;
недостаточное финансирование мероприятий, направленных на предупреждение пожаров в лесах;
отсутствие резерва финансовых и материальных средств для обеспечения дополнительно привлекаемых сил и средств пожаротушения;
неудовлетворительная организация мониторинга пожарной обстановки в лесах.
Вызывает беспокойство состояние противопожарной защиты особо охраняемых природных территорий федерального значения, так как предусмотренные объемы финансирования не позволяют в полной мере осуществлять комплекс профилактических и противопожарных мероприятий.
Подводя итоги проверок, можно сделать вывод, что в целом субъекты Российской Федерации готовы к летнему пожароопасному периоду. Однако все недостатки требуют скорейшего устранения.
Рекомендации МЧС России субъектам Российской Федерации:
1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
принять исчерпывающие меры по ограничению посещения лесов населением в пожароопасный период и запрету на разведение костров в необорудованных местах;
оборудовать специальные места отдыха в лесах, особенно вдоль автомобильных трасс, и в местах массового пребывания граждан;
организовать работу добровольных охранников леса, «зеленных патрулей» и других общественных формирований совместно с сотрудниками правоохранительных органов;
завершить аукционы на выполнение работ по охране лесов от пожаров;
довести обеспеченность подразделений для тушения лесных пожаров пожарно-техническим вооружением согласно табелю положенности;
усилить государственный пожарный надзор в лесах;
повысить уровень противопожарной защищенности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и детских оздоровительных учреждений;
организовать мониторинг пожарной опасности в лесах;
организовать постоянное информирование населения через СМИ о складывающейся пожароопасной обстановке и принимаемых мерах.
МЧС России направит в Правительство Российской Федерации следующие предложения:
Рослесхозу:
обеспечить постоянный контроль за ситуацией, складывающейся на торфяных полях в пожароопасный период 2011г, обратив особое внимание на Московскую область;
создать резерв финансовых и материальных ресурсов на пожароопасный период;
сформировать систему диспетчеризации охраны лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации;
организовать взаимодействие с МЧС России по вопросам космического мониторинга лесных пожаров.
Минприроды России:
создать резерв финансовых средств для возмещения затрат, понесенных при тушении природных пожаров на территории государственных природных заповедников и национальных парков;
ввести особый противопожарный режим на территории всех подведомственных государственных природных заповедников и национальных парков.
Минэнерго России завершить выполнение защитных мероприятий в полосах отводов линий электропередач, газо- и нефтепроводов, обеспечить пожарную безопасность объектов энергетики.
Минобороны России:
завершить передачу высвобождаемого имущества в субъекты Российской Федерации для использования в целях предупреждения и ликвидации природных пожаров;
усилить контроль за противопожарным состоянием подведомственных потенциально опасных объектов.