Интернет-портал 1wood.ru – это специализированный ресурс, объединивший в себе информацию о Лесопромышленном комплексе России, а также компаниях и специалистах, работающих в нем.
18 ноября 2011 года Государственная Дума собирается принять во втором чтении законопроект "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", который предусматривает существенное сокращение финансирования лесного хозяйства, в том числе сокращение размеров лесных субвенций субъектам Российской Федерации (т.е. тех денег, за счет которых в регионах России, кроме Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, ведется лесное хозяйство, осуществляется охрана лесов от лесонарушений и пожаров, а также поддерживается отраслевой бумагооборот, который с принятием нового Лесного кодекса многократно увеличился). После принятия законопроекта во втором чтении внесение в него принципиальных изменений уже не допускается, т.е. фактически речь идет о принятии окончательной редакции бюджета.
Общий объем лесных субвенций, в соответствии с проектом федерального бюджета 2012 года в редакции, вынесенной на второе чтение, предполагается сократить по сравнению с 2011 годом на 10% (и это только номинальное сокращение, не учитывающее инфляцию). При этом по некоторым регионам сокращение будет просто катастрофическим. Например, субвенции Рязанской области планируется сократить на 59%, Волгоградской - на 44%, Калужской и Ярославской - на 33%, республикам Мордовия и Марий Эл, Нижегородской области - на 32%, Республике Коми - на 27%, Свердловской области - на 25% (примечание: здесь и далее приводится сравнение с действующей версией федерального бюджета, в редакции федерального закона № 302-ФЗ от 6 ноября 2011 года).
Формально такое большое сокращение по некоторым регионам объясняется тем, что области и республики, сильно пострадавшие от лесных пожаров 2010 года или иных бедствий и получившие значительные средства на их ликвидацию, теперь возвращаются к "нормальному" уровню финансирования. Но в реальности ликвидация последствий подобных катастроф даже в самых богатых и благополучных странах с развитым лесным хозяйством занимает несколько лет, поэтому сокращение финансирования через полтора года после катастрофы выглядит совершенно неуместным - особенно с учетом того, что новое лесное законодательство не допускает возможности существования эффективного и экономически самодостаточного лесного хозяйства.
Кроме сокращения лесных субвенций, бюджет следующего года предполагает отказ от выделения субсидий на приобретение новой лесопожарной техники, на строительство лесных селекционно-семеноводческих центров, на финансирование лесхозов-техникумов, а также сокращение ряда других статей расходов, связанных с лесным хозяйством. Руководство Рослесхоза предполагает, что в дальнейшем в бюджет могут быть внесены изменения, которые увеличат финансирование лесного хозяйства, но с учетом нарастающей нищеты государства это представляется маловероятным.
Принимаемый Государственной Думой федеральный бюджет следующего года обрекает лесное хозяйство страны на еще большую нищету, сокращение штатов, уход профессионалов, и тем самым создает предпосылки для повторения новой пожарной катастрофы в лесах. Повторится ли катастрофа в реальности - зависит в первую очередь от того, какими будут погодные условия в следующем году. Поскольку страна у нас большая и засуха в каком-либо ее регионе непременно случается практически ежегодно, можно с уверенностью утверждать: в каких-либо регионах нашей страны уберечь леса от катастрофических пожаров точно не получится.
Ниже приводится предполагаемое распределение лесных субвенций 2012 года по регионам (в соответствии с таблицей 22 приложения 28 к федеральному закону "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в редакции, вынесенной на рассмотрении во втором чтении). В скобках приводится размер уменьшения или увеличения субвенций по сравнению с действующей редакцией федерального бюджета 2011 года.
Наименование субъекта РФ - сумма, тыс.руб. (изменение в %)
Республика Адыгея (Адыгея) 49938,1 (-3%) Республика Алтай 227211,6 (0%) Республика Башкортостан 409571,2 (-3%) Республика Бурятия 368587,3 (8%) Республика Дагестан 112961,7 (-1%) Республика Ингушетия 42783,2 (-1%) Кабардино-Балкарская Республика 47165,1 (0%) Республика Калмыкия 63816,8 (-1%) Карачаево-Черкесская Республика 49066 (-1%) Республика Карелия 587930,1 (-3%) Республика Коми 472707,9 (-27%) Республика Марий Эл 102921,2 (-32%) Республика Мордовия 108877,7 (-32%) Республика Саха (Якутия) 377172,6 (-19%) Республика Северная Осетия - Алания 64053,8 (0%) Республика Татарстан (Татарстан) 330696,8 (-1%) Республика Тыва 144993,7 (-1%) Удмуртская Республика 155249,6 (-3%) Республика Хакасия 133491,8 (1%) Чеченская Республика 79413 (-6%) Чувашская Республика - Чувашия 117154,4 (-9%) Алтайский край 215188,8 (-9%) Забайкальский край 531083,7 (-6%) Камчатский край 215041,8 (-1%) Краснодарский край 113172,7 (-2%) Красноярский край 897629,3 (-3%) Пермский край 395173,6 (-2%) Приморский край 319459,3 (-1%) Ставропольский край 93803 (-1%) Хабаровский край 547397,5 (-1%) Амурская область 366971,2 (-12%) Архангельская область 508533,5 (-6%) Астраханская область 45021,7 (0%) Белгородская область 58694,6 (3%) Брянская область 199163,6 (-2%) Владимирская область 452580 (-20%) Волгоградская область 144970,9 (-44%) Вологодская область 462027,5 (-11%) Воронежская область 154188,1 (-14%) Ивановская область 160587,4 (-17%) Иркутская область 753602,8 (-3%) Калининградская область 77781,8 (2%) Калужская область 163637,4 (-33%) Кемеровская область 190818,8 (-1%) Кировская область 305578,7 (-2%) Костромская область 331663,4 (-5%) Курганская область 152752,7 (-9%) Курская область 82191,8 (0%) Ленинградская область 348361 (-8%) Липецкая область 96525,7 (4%) Магаданская область 248336,1 (0%) Мурманская область 156079,9 (-1%) Нижегородская область 431276,8 (-32%) Новгородская область 344982,2 (-15%) Новосибирская область 237613,5 (10%) Омская область 193172,8 (-1%) Оренбургская область 112151,7 (-2%) Орловская область 64141,9 (8%) Пензенская область 161605,1 (-6%) Псковская область 166773,1 (-11%) Ростовская область 145596,9 (-6%) Рязанская область 256997,8 (-59%) Самарская область 95200,9 (-15%) Саратовская область 123247,8 (-3%) Сахалинская область 245411,1 (9%) Свердловская область 497522,1 (-25%) Смоленская область 133563,5 (1%) Тамбовская область 139204,6 (1%) Тверская область 260212,3 (-1%) Томская область 250948 (-1%) Тульская область 81209,6 (-21%) Тюменская область 257661 (0%) Ульяновская область 155368,8 (-4%) Челябинская область 214461,9 (-6%) Ярославская область 154415,1 (-33%) Еврейская автономная область 113718,5 (30%) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 347932,3 (-2%) Чукотский автономный округ 95907,4 (-23%) Ямало-Ненецкий автономный округ 134745 (0%)