Первый лесопромышленный портал
Ico_home Ico_mail
Карта сайта
Компаний: 508
Оборудования: 1085
Объявлений: 8
Торг.предложений: 0

О портале

Интернет-портал 1wood.ru – это специализированный ресурс, объединивший в себе информацию о Лесопромышленном комплексе России, а также компаниях и специалистах, работающих в нем.

Предложения к национальной лесной политике: раздел про собственность на леса и систему управления лесами

Icon_clock 17.01.2012 — Редакция портала

Как уже сообщалось ранее, в настоящее время специальная рабочая группа при Рослесхозе разрабатывает проект национальной лесной политики, который в ближайшем будущем должен быть представлен в качестве самого первого чернового варианта на всеобщее обсуждение. На заседании рабочей группы, состоявшемся 13 января, участники распределили между собой работу по подготовке предложений по отдельным разделам проекта. В частности, подготовка чернового варианта раздела про собственность на леса и систему управления лесами досталась руководителю лесного отдела Гринпис России А.Ю.Ярошенко.

Ниже приводится первый вариант предлагаемого раздела будущей "Политики" про собственность на леса и систему управления лесами. Убедительная просьба ко всем, кого эта тема интересует - просмотреть текст и высказать свои предложения и замечания. При этом следует учитывать, что "Политика ..." должна представлять собой документ не очень большого объема (желательно, в сумме не больше двадцати страниц стандартного размера), для того, чтобы ее могли прочитать и усвоить не только профессионалы лесного сектора, но и многие другие люди.

Следует также учитывать то, что целям лесной политики, современному положению дел в лесном секторе, состоянию и значению лесов России, основным элементам лесного хозяйства, лесной промышленности, взаимодействию между лесом и обществом, экономике лесного хозяйства, охране природы и ряду других вопросов будут посвящены отдельные части "Политики". В настоящее время окончательная структура документа (даже чернового варианта) еще не сформирована.

Собственность на леса и система управления лесами

Собственность на леса

История российского лесного хозяйства однозначно доказывает, что ни государственная, ни частная собственность на леса сами по себе не могут обеспечить ни процветание, ни упадок лесного хозяйства. Процветание или упадок в гораздо большей степени зависят от качества лесного законодательства, качества работы органов государственной власти, от социально-экономической ситуации в стране в целом. Российская история знает достаточно примеров эффективного управления как государственными, так и частными лесами - и не меньше примеров совершенно неэффективного, истощительного управления теми и другими.

При этом несправедливое и резкое изменение собственности на леса, будь то приватизация или национализация их, всегда приводило к жесточайшим конфликтам, разрушению всей системы сложившихся ранее лесных отношений, формированию у значительной части населения отношения к лесу как к "бывшему своему, но утраченному" или "чужому, доставшемуся даром". И то, и другое изменение отношения становилось причиной пренебрежительного отношения к лесу, игнорирования самых элементарных правил, а то и умышленных поджогов и иного вредительства. Периоды резкого изменения собственности на леса совпадали с периодами упадка лесного хозяйства, массовыми потерями леса от пожаров и других бедствий.

С учетом этого, национальная лесная политика должна обеспечивать консервативный подход к собственности на леса - сохранять существующую систему собственности на леса, избегать ее резких изменений, особенно в периоды социально-экономической нестабильности, и не провоцировать конфликты, связанные с несправедливой и непродуманной приватизацией лесных земель. В густонаселенных регионах России и особенно в окрестностях крупнейших мегаполисов национальная лесная политика должна обеспечивать максимальную защиту лесов от приватизации и изъятия из общего доступа. С учетом важнейших социальных и средообразующих функций, выполняемых лесами, в густонаселенных районах страны лесные земли должны стать самой защищенной от изъятия из общего пользования категорией земель.

Собственность на леса и защитные лесные насаждения на негосударственных землях (землях сельскохозяйственного назначения и других, которые могут находиться в частной собственности) должна быть урегулирована на законодательном уровне. Государственная политика в отношении таких лесов должна способствовать их сохранению и рациональному использованию, а также стимулировать лесоразведение на неиспользуемых деградированных землях и там, где лесоразведение требуется для защиты сельскохозяйственных земель.

В ближайшие по меньшей мере 15-20 лет приватизация лесов, находящихся в собственности Российской Федерации (произрастающих на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности) должна быть исключена. В дальнейшем вопрос о возможности частичного введения частной собственности на такие леса должен решаться в зависимости от того, получится ли создать справедливую, честную и устраивающую все слои общества систему приватизации государственной собственности. В любом случае, приватизация лесов, примыкающих к населенным пунктам, а также имеющих особую природную или социальную ценность (включая все защитные леса), недопустима.

Кроме того, документы территориального планирования и решения органов государственной власти должны обеспечивать сохранение свободного доступа граждан в леса, находящиеся в государственной собственности, в том числе возможности подхода к этим лесам со стороны дорог общего пользования. Использование земель, примыкающих к лесам, не должно блокировать пути доступа граждан в леса.

Одновременно с этим необходимы меры по постепенному формированию социальной группы частных лесовладельцев, культуры, опыта и традиций частного (семейного, фермерского) лесовладения. Для этой цели необходимо способствовать бережному и рациональному использованию лесов на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности фермеров и сельскохозяйственных предприятий, а также обеспечивать государственную поддержку защитного лесоразведения и облесения деградированных частных земель.

Система управления лесами

Система управления лесами должна строиться на разумном и эффективном разделении полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровней, и органами местного самоуправления. В отношении лесов, находящихся в федеральной собственности, разделение полномочий должно обеспечивать максимальную децентрализацию хозяйственных полномочий при сохранении надзора со стороны органов власти федерального уровня. Федеральные органы государственной власти должны обладать тем минимумом полномочий в области лесных отношений, который позволяет обеспечить гарантированное соблюдение конституционных прав граждан. Кроме того, федеральные органы государственной власти должны обеспечивать реагирование на чрезвычайные ситуации в лесах.

Лесное законодательство

Лесное законодательство федерального уровня должно иметь рамочный характер, и определять основные требования к управлению лесами, обеспечивающие соблюдение конституционных прав граждан и интересов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти могут также издавать рекомендации по организации охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов. Конкретные требования к охране, защите, использованию и воспроизводству лесов, не противоречащие нормам федерального законодательства, должны устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Исключение составляют Московская и Ленинградская области, леса каждой из которых обеспечивают благоприятную окружающую среду сразу для двух субъектов Российской Федерации (Московской области и Москвы, Ленинградской области и Санкт-Петербурга). В этих случаях федеральным законодательством устанавливаются дополнительные нормы, обеспечивающие соблюдение интересов жителей городов-субъектов РФ при управлении лесами соседних с ними субъектов Российской Федерации.

Лесное законодательство в части, регулирующей проведение хозяйственных мероприятий в лесах, должно определять пределы допустимого, оставляя право принятия конкретного хозяйственного решения (выбора оптимального хозяйственного мероприятия и его параметров) на усмотрение лесного специалиста, отвечающего за конкретный участок леса. Знания и опыт лесных специалистов при принятии управленческих решений должны иметь приоритет перед рекомендациями нормативно-правовых актов и вышестоящих инстанций (в той мере, в какой это не угрожает правам и интересам других лиц и благоприятному состоянию окружающей среды). Лесничий должен являться главным авторитетом, и главным ответственным, при назначении и проведении лесохозяйственных мероприятий (примечание: в данном случае имеется в виду, что лесничий - это организатор лесного хозяйства, главный специалист лесохозяйственной организации).

Лесохозяйственные организации

Система управления лесами должна быть организована таким образом, чтобы каждый лесной участок был на долгосрочной основе закреплен за организацией, обеспечивающей ведение лесного хозяйства. Это может быть или организация, использующая леса на основании договора аренды или решения уполномоченного органа власти о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, или специализированная государственная лесохозяйственная организация (лесхоз), с которой уполномоченный орган власти заключает специализированное лесохозяйственное соглашение. Организации, использующие леса, и специализированные государственные лесохозяйственные организации, должны обеспечивать выполнение установленных законодательством обязательных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также работу лесников (лесных сторожей). Выполнение этих мероприятий и работа лесников финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и собственных средств организаций в порядке, регулируемом федеральным законодательством, в зависимости от группы и категории лесов, и разрешенных видов их использования.

Лесной контроль и надзор

Контроль и надзор в сфере лесных отношений должен быть разделен на федеральный надзор за соблюдением лесного законодательства, и контроль за выполнением договорных отношений, связанных с исполнением договоров аренды, лесохозяйственных соглашений, проектов освоения лесов и иных договоров, соглашений и проектной документации. Федеральный надзор за соблюдением лесного законодательства должен обеспечиваться инспекторами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (лесными ревизорами). Контроль за выполнением договорных отношений должен обеспечиваться теми органами власти, которым переданы полномочия, связанные с использованием лесов и организацией лесного хозяйства.

Борьба с лесными пожарами

Система борьбы с лесными пожарами должна быть трехуровневой. Органами государственной власти федерального уровня должно обеспечиваться существование централизованной системы борьбы с особо опасными пожарами, полностью укомплектованной специалистами, для которых борьба с лесными пожарами является основной профессией (Авиалесоохраны). Этот уровень системы борьбы с лесными пожарами должен обеспечиваться целиком за счет средств основного собственника лесов - Российской Федерации. Уровень материально-технического и финансового обеспечения Авиалесоохраны должен обеспечивать возможность быстрой переброски сил и средств в наиболее горящие регионы для тушения пожаров или для руководства тушением.

Органы государственной власти субъектов РФ должны содержать специализированные лесопожарные организации, обеспечивающие тушение крупных и продолжительно действующих лесных пожаров (пожаров, масштабы которых соответствуют чрезвычайной ситуации). Штат специализированных лесопожарных организаций должен включать в себя необходимое количество профессиональных лесных пожарных, а также других работников, в том числе временных.

Организации, использующие леса, и специализированные государственные лесохозяйственные организации (лесхозы) должны обеспечивать силами своих сотрудников, привлеченных лиц и добровольцев выполнение первичных мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, не достигших масштабов чрезвычайной ситуации.

Обеспечение собственных нужд населения в древесине

Для обеспечения прав граждан на заготовку древесины для собственных нужд территории, примыкающие к сельским населенным пунктам, не должны передаваться в аренду или постоянное (бессрочное) пользование, и должны закрепляться за лесхозами на основании лесохозяйственных соглашений. Площадь территорий, предназначенных для этих целей, должна определяться исходя из численности жителей населенного пункта, в том числе проживающих в домах с печным отоплением, продуктивности лесов, и установленных органами государственной власти субъекта РФ нормативов обеспечения граждан древесиной для собственных нужд.

Последние новости из рубрики    Все новости

06.12.2024
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 06.12.2024
29.11.2024
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 29.11.2024
22.11.2024
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 22.11.2024
15.11.2024
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 15.11.2024
08.11.2024
О лесопожарной обстановке в России на 00:00 мск 08.11.2024