Интернет-портал 1wood.ru – это специализированный ресурс, объединивший в себе информацию о Лесопромышленном комплексе России, а также компаниях и специалистах, работающих в нем.
Лесные реформы последних двенадцати лет, начиная с ликвидации в мае 2000 года Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ, привели к разрушению складывавшейся на протяжении многих предшествовавших десятилетий системы борьбы с лесными пожарами. Введение в 2007 году нового Лесного кодекса резко ускорило разрушительные процессы в лесном секторе, и в конце концов стало главной причиной пожарной катастрофы в лесах густонаселенных регионов России летом 2010 года. После катастрофы руководство страны попыталось исправить ситуацию в сфере охраны лесов от пожаров, но из-за боязни признать собственные ошибки на серьезные изменения не решилось. Пожароопасный сезон 2011 года подтвердил, что страна по-прежнему не готова к серьезной борьбе с лесными пожарами. Лишь благодаря тому, что наибольшая пожарная опасность в 2011 году пришлась на относительно малонаселенные регионы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, удалось избежать больших жертв и потерь, и катастрофические пожары остались почти незамеченными большей частью граждан страны.
По состоянию на начало 2012 года практически весь набор причин неготовности страны к борьбе с лесными пожарами, обусловивших возможность катастрофического развития пожаров в 2010 и 2011 г.г., сохранился. Эти причины общеизвестны: разрушение экономических основ лесного хозяйства Лесным кодексом 2006 года, отсутствие реальной лесной охраны и фактическая бесхозность лесов, всепоглощающий рост бумагооборота и показухи в системе государственного лесоуправления, кадровая политика государства, направленная на замещение профессионалов удобными для начальства "менеджерами", упадок смежных отраслей хозяйства, связанных с использованием природных территорий вне лесного фонда, и т.д. Но есть и специфические для начала 2012 года факторы, обуславливающие еще меньшую готовность страны к борьбе с лесными пожарами, чем в 2010-2011 г.г., и еще более высокую вероятность катастрофического развития ситуации.
Вот эти факторы.
1. Снижение финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета по сравнению с 2011 годом примерно на четверть, в том числе лесных субвенций субъектам РФ - на десять процентов. По предварительной оценке, результатом этого станет дальнейшее сокращение количества людей, занятых в лесохозяйственных организациях - примерно на 1//6 по сравнению с предыдущим годом. Это значит, что при худшем развитии ситуации к борьбе с лесными пожарами можно будет привлечь еще меньшее количество квалифицированных и знающих лес специалистов.
2. Введение обязательного лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров. Лицензирование резко ограничивает количество организаций и людей, которые будут иметь законное право заниматься тушением лесных пожаров - по предварительной оценке, в 3-4 раза (по количеству работников этих организаций). Кроме того, лицензирование пока не начато, и по состоянию на 15 февраля основной документ, его регулирующий (постановление Правительства РФ от 31 января 2012 г. № 69), еще не вступил в силу. В результате к началу пожароопасного сезона во многих регионах может просто не оказаться организаций, имеющих законное право тушить лесные пожары.
3. Рост отраслевого бумагооборота, количества всевозможных отчетов и проверок, поглощающих ресурсы органов управления лесами и лесохозяйственных организаций, и оставляющих все меньше времени и возможностей для реальной работы с лесом. Основная часть рабочего времени оставшихся в лесном хозяйстве специалистов связана не с практической работой, влияющей на ситуацию в лесу, а с бумажно-административной деятельностью. У многих руководителей и специалистов лесного хозяйства времени на реальную работу по обеспечению пожарной безопасности в лесах уже практически не остается. При этом в 2012 году ожидается значительный рост бумагооборота и количества проверок органов управления лесами даже по сравнению с предыдущим годом.
4. Бутафорская деятельность, связанная с развитием так называемой "добровольной пожарной охраны" (в понимании федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране"). Этот закон создал серьезные препятствия для развития пожарного добровольчества в тех формах, в которых оно начало развиваться после катастрофических лесных пожаров 2010 года, особенно в небольших и небогатых сельских населенных пунктах. Однако, МЧС уже отчиталось об успешной реализации этого закона, и явно будет требовать от органов местного самоуправления и организаций, имеющих отношение к борьбе с пожарами, демонстрации соответствующих достижений. Это неизбежно потребует отвлечения значительных сил и средств от реальных мер по обеспечению пожарной безопасности.
5. Очевидная и подтвержденная опытом 2010-2011 г.г. безответственность и безнаказанность чиновников регионального и федерального уровней. Два предыдущих года однозначно показали, что даже при самом катастрофическом развитии событий власти всегда пытаются возложить ответственность на "стрелочников" - руководителей органов местного самоуправления, пожарных частей, лесохозяйственных организаций и т.д. На судьбах губернаторов, чиновников МЧС, Рослесхоза и других федеральных органов исполнительной власти даже самые катастрофические пожары никак не отражаются (единственное исключение - бывший руководитель Рослесхоза Савинов; но и он всего лишь был переведен на другую работу, более спокойную и менее ответственную). Чиновники достаточно высокого уровня, от которых зависит принятие важнейших решений в сфере пожарной безопасности в лесах, знают, что за бездействие их точно не накажут.
6. Накопление в лесах густонаселенных регионов страны, особенно в Средней полосе и на Северо-Западе Европейской России, большого количества сухой мертвой древесины в результате катастрофических пожаров, ураганов, массового размножения короеда-типографа, а также роста количества незаконных и хаотических рубок. Новое лесное законодательство не позволяет разбирать завалы мертвой древесины быстро, пока эта древесина еще имеет хозяйственную ценность, а на разбор неликвидных завалов у государства просто не хватает сил и средств. В результате огромные площади в самых густонаселенных районах сейчас представляют собой зоны чрезвычайной пожарной опасности, в которых возникшие пожары остановить будет почти невозможно.
7. Изменение климата, специфические погодные условия. Изменение климата увеличивает частоту аномальных погодных явлений, в том числе катастрофических засух - соответственно, увеличивается и вероятность повторения жаркого засушливого лета, в том числе в густонаселенных регионах Европейско-Уральской России, юга Сибири и Дальнего Востока. Спрогнозировать такие засухи невозможно, но уже вызывает опасение ряд регионов, где к середине февраля накоплены слишком малые запасы снега. Это прежде всего Верхневолжье (Тверская, Ярославская области), ряд регионов юга Западной Сибири, Приморье.