Интернет-портал 1wood.ru – это специализированный ресурс, объединивший в себе информацию о Лесопромышленном комплексе России, а также компаниях и специалистах, работающих в нем.
Стоимость российских лесов превышает стоимость запасов нефти в стране – этот вывод следует из оценки экспертов Boston Consulting Group, которую они дали в начале августа. По их подсчетам, леса в России стоят от 4 до 17 триллионов долларов. Значительная часть этой стоимости связана с влиянием лесов на регулирование климата, указывает информационное агентство РБК. Однако это влияние может сократиться из-за обширных лесных пожаров и вырубок.
Действительно, лесные пожары ежегодно охватывают огромные территории лесистой части Российской Федерации. Леса горят большую часть года с незначительным перерывом на зимние месяцы. В 2019 году площадь лесных пожаров составила примерно 1% от всей площади российских лесов, приводило информационное агентство ТАСС слова врио руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Михаила Клинова. По оценке аналитиков, кстати, часть пожаров бывает вызвана неосторожным обращением с огнем, еще часть возникает вне зависимости от человеческой деятельности, но немалая доля оказывается результатом намеренных поджогов – в попытке скрыть обширные незаконные вырубки. Незаконно срубленный лес, утверждают экологи, продается в основном в Китай.
Следует отметить, что Россия в целом ориентируется на продажу большего количества обработанной древесины. Недавно она стала крупнейшим поставщиком пиломатериалов в Китай. Как сообщается на сайте «Лесопромышленный комплекс России», эксперты Международной организации по тропической древесине указали, что в январе-июне 2020 года именно Россия заняла место основного поставщика пиломатериалов в КНР. Ранее в течение нескольких лет его занимал Таиланд, но за первые шесть месяцев 2020 года объем импорта пиломатериалов из России превысил тайский в несколько раз: Россия поставила в Китай 6,4 миллиона кубометров, а Таиланд – 1,34 миллиона.
Рост поставок пиломатериалов в Китай из России происходит на фоне ожиданий, что по крайней мере до конца года мировые цены на пиломатериалы будут расти. Такой прогноз, в частности, дал руководитель управляющей компании «Новоенисейского ЛХК» Мартин Херманссон. По его оценке, в 2020 году Китай будет в меньшей степени законтрактован по сравнению с 2019 годом, поэтому можно ожидать роста объема производства пиломатериалов у стран-участниц рынка. Херманссон подчеркнул, что таможенная политика России, направленная на увеличение доли экспорта обработанной и глубоко обработанной древесины, «вместе с ростом цен на мировом рынке даст свой эффект и позволит увеличить объемы готовой продукции, идущей преимущественно на внешние рынки», передает интернет-издание «Леспроминформ».
Для восстановления и сохранения лесов в России разработан, например, проект по созданию платформы «Цифровой лес», которая позволит перевести бумажный документооборот в лесной отрасли в цифровой формат. Целью проекта является пресечение незаконных вырубок и повышение прозрачности оборота российской древесины на мировых рынках, а также минимизация издержек бизнеса при взаимодействии с государством и повышение удовлетворенности граждан государственными услугами. Реализация предложения, озвученного руководителем Рослесхоза Сергеем Аноприенко еще в начале февраля, впрочем, недешева. По сообщению портала «Лесопромышленный комплекс России», она потребует 350 миллионов рублей в 2021 году, 3,32 миллиарда рублей в 2022, примерно 2 миллиардов в 2023 и 1,2 миллиарда рублей в 2024 году.
По мнению авторов идеи, проект, включающий в себя создание информационных систем лесопатологического мониторинга, а также мониторинга воспроизводства лесов, позволит предотвратить незаконные рубки и недополучение доходов в бюджет РФ. Сейчас, по оценкам экономистов, от 10 до 30% от объема легальной заготовки древесины заготавливается и продается в обход законов. Таким образом, совершенствование учета происходящих процессов приведет и к росту налогооблагаемой базы, указывают авторы инициативы.
Однако если говорить в целом о стратегии развития лесной отрасли, то в этом отношении в России дела обстоят не лучшим образом. Предлагаемые варианты вызывают разногласия ведомств, вовлеченных в создание стратегии, отмечает газета «Коммерантъ». Так, в Рослесхозе говорят об отсутствии четкого плана ее реализации, а в Министерстве промышленности и торговли негативно настроены в отношении ряда нововведений, предлагаемых Министерством природных ресурсов и экологии – под тем предлогом, что частые изменения столь значимого документа нервируют бизнес.
Привести ведомства к общему решению пытается аппарат вице-премьера Виктории Абрамченко. Однако опрошенные газетой эксперты полагают, что хотя сами идеи правительства актуальны, исполнить их чрезвычайно сложно. В правительстве, в свою очередь, подают сигналы о том, что если Минприроды, Минпромторг и Рослесхоз не смогут договориться, управление лесным хозяйством и лесной промышленностью может быть передано какому-то одному органу власти.
Что касается ныне проводящихся лесовосстановительных работ, то, как сообщили газете «Известия» в пресс-службе Рослесхоза, ряд регионов в 2020 году уже достиг плановых показателей по восстановлению леса (и некоторые даже перевыполнили их). А всего на реализацию мероприятий в рамках проекта «Сохранение лесов» в 2020 году из федерального бюджета регионы получили более 6,7 миллиарда рублей. Примерно 2,4 миллиарда из этой суммы выделялась на расширение площадей лесовосстановления.
Опрошенные изданием эксперты отмечают, что в России используется как искусственное, так и естественное восстановление лесов. Последнее может применяться даже после пожаров и или вырубки. Искусственное восстановление в теории происходит быстрее, но пока работники лесных хозяйств только добиваются того, чтобы деньги в этом случае тратились не только на их посадку, но и на весь цикл развития деревьев. Дело в том, что саженцы нуждаются в уходе, разном на разных этапах роста, и могут погибнуть без него или быть вытеснены менее ценными с точки зрения лесозаготовителей, но более быстро растущими породами деревьев. В этом случае пойдет процесс уже естественного восстановления, который не требует никаких мероприятий, но занимает в разы больше времени.
По оценке аналитиков, имеет смысл не только вкладываться в уход за посадками из бюджетных средств, но и создавать стимулы для участия в процессе арендаторов. Сами арендаторы не заинтересованы в подобной деятельности, поскольку, по сути, это будут инвестиции в столь далекое будущее, что оно их не интересует. В связи с этим эксперты полагают, что инвестиции в леса должны поощряться государством, равно как и уход за молодым лесом.
Эксперт Александр Дятлов комментирует:
Интерес к лесной отрасли, по моему мнению, связан с падением цен на нефть и поиском альтернативных источников пополнения бюджета. В одном из своих интервью вице-премьер Абрамченко сказала: «Мы восполним выпадающие от падения цен на нефть доходы за счет леса!». После этого появилась стратегия развития лесопромышленного комплекса до 2030 года, в которой было предложено получить в бюджет от лесопромышленного комплекса 200 млрд рублей, на сегодня эта цифра около 70 млрд. Как это предполагается сделать, в стратегии не указано. Между тем надо не забывать, что предприятия лесопромышленного комплекса также ощутили на себе все последствия кризиса.
Цены на целлюлозу и пиломатериалы упали в разы. Если Минпромторг несколько лет назад говорил о том, что в стране планируется строить 10 целлюлозно-бумажных комбинатов, то на сегодня остался один проект группы компаний «Илим» в Сибири. У нас в регионе реализуется масштабный проект по строительству крупнейшего в мире лесозавода компанией УЛК. Но это единичные случаи. Поэтому в первую очередь нужно создавать привлекательность отрасли для инвесторов. Надо, чтобы появлялись новые предприятия, которые будут платить налоги, за счет этого будет наполняться бюджет. Постоянно обращаем внимание на машиностроение. Все оборудование и машины для лесопромышленного комплекса закупаются за рубежом, соответственно, и сервис, и запчасти — все идет из-за границы. Если бы в России научились сами производить такое оборудование, это могло бы стать одним из реальных источников наполнения бюджета.